Как
относиться к страхам у детей?
Каждый
ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружаемому миру. У
каждого возраста есть свои страхи, которые в случае нормального развития со
временем исчезают. Возрастные страхи являются важным звеном в регуляции
поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл.
Дети дошкольного возраста боятся многого (максимум страхов в
/5-8 лет), можно даже разделить эти страхи на несколько групп: «медицинские»
(боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического
ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи
смерти (своей и близких людей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи
кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей,
наказания, опоздания); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых
пространств).
Если ребенок испытывает большое количество разнообразных
страхов, если они владеют им длительное время, а также если эти переживания
нарушают сон, снижают аппетит, влияют на самочувствие ребенка (вызывают
сердцебиение, головокружение, головные боли, тошноту, недержание мочи и др.),
то следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам, так как речь
идет о патологических страхах.
Если же речь идет о возрастных (нормальных) страхах, то родителям и
воспитателям следует просто правильно на них
реагировать.
Рекомендуется:
- Спокойно сопереживать (нельзя дразнить, пугать, стыдить ребенка).
- Обсуждать с ребенком его страхи (чем больше ребенок говорит о своих страхах, тем скорее он от них избавится.
- Предвосхищать потенциально страшные ситуации (не окружайте ребенка избыточной защитой, но сделайте так, чтобы по возможности снизить степень неприятных воздействий. Например, если ребенок боится засыпать в темноте, оставьте на ночь включенный «ночник»).
- Анализировать собственное поведение. Взрослые могут нечаянно «заразить» ребенка своим страхом. С помощью этого же механизма можно добиться и обратного эффекта. Например, незначительность пугающего объекта подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. При этом важен не смысл, а интонация — спокойная и уверенная.
- Разыграть страх в игре. Например, если ребенок боится врачей, то полезно поиграть с ним в «больницу». Пусть ребенок сначала исполняет роль врача, затем пациента. Можно придумать сюжет, в котором ребенок может расправиться со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме.
- Постепенно, ступенчато привыкать к страху. Например, ребенок боится собак. Понаблюдайте вместе с ним за игрой щенков. Попросите знакомого, имеющего маленькую собачку, вместе погулять. Далее можно предпринимать следующий шаг: пусть ребенок в вашем присутствии проведет некоторое время со взрослой собакой, вы же обучите его приемам обращения с собакой.
- Рисовать страхи. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, и рядом себя. Пусть себя он нарисует более крупным или как-либо защищенным по отношению к пугающему объекту. На этом же рисунке можно стереть пугающий предмет, повторяя: «Вот и нет страшилища», «Ты его испугал», «Он убежал от тебя» и т. д. Далее можно продолжить: «Теперь все будет хорошо, потому что ты смелый, а он убежал, и тебе не надо его бояться — он сам тебя боится».