Маленькие
дети в своем поведении руководствуются потребностями и целями, не задумываясь,
возможно ли их удовлетворение и достижение под влиянием возникающих в данный
момент чувств и желаний, стараясь получить все, что хотят, все, что им
нравится.
Так продолжается до тех пор, пока ребенок не научится
сознательно управлять своим поведением, контролировать свои чувства и
сдерживать свои желания в соответствии с правилами и нормами. Способность быть
предусмотрительным, предвидеть последствия, умение различать хорошее и плохое
еще не развиты у него. Из-за того, что поведение детей определяется характером
сиюминутных желаний, они часто совершают поступки, кажущиеся их родителям
непонятными и интерпретируются как упрямство.
Упрямство — это негативное проявление упорства вопреки
разумным доводам. Упрямство может являться своеобразной
формой протеста жесткого подавления развивающейся
самостоятельности, инициативности, любознательности со стороны взрослых. Иногда
оно может выражаться и как результат обиды на окружающих, которые, например,
несправедливо наказывают ребенка. В семьях, где царит потворствующий стиль
воспитания, ребенок может проявлять упрямство из-за сиюминутного каприза,
избалованности и эгоистичности; он привык действовать по принципу «хочу, и
все!».
Например, ребенок не в силах сопротивляться желанию поиграть
с различными острыми и другими опасными предметами. Эти предметы притягательны,
поэтому он сопротивляется, протестует, когда взрослые пытаются их у него
отобрать.
Мать забирает у ребенка опасный предмет, например нож,
говоря, что нельзя играть такими вещами. Но через несколько минут она видит,
что ребенок опять взял нож. Мать в возмущении кричит: «Положи немедленно. Какой
ты бестолковый! Сколько раз тебе говорить, что такими вещами не играют!»
Ребенку очень трудно отказаться от немедленного удовлетворения своего желания и
подчиниться требованиям матери. Он начинает грубить, настаивать на своем. Далее
следует наказание и бурная семейная сцена.
Советы родителям по предупреждению упрямства у детей.
1. Создайте такие условия, чтобы ребенок мог двигаться столько, сколько ему
необходимо, предоставляйте свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта
в различных ситуациях. Маленькие дети по природе подвижны и неуступчивы. Те
родители, которые хотят, чтобы их дети сидели тихо и спокойно, действуют
вопреки природе.
2. Не применяйте силу, когда ребенок занят опасным делом.
Постарайтесь быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое.
3. Если ребенок не занимается ничем предосудительным, то не
следует постоянно делать ему замечания, проявлять строгость. Чрезмерные
ограничения провоцируют ребенка на дерзкое, упрямое поведение даже в тех
случаях, когда ребенок знает, что он не прав. У ребенка возникает враждебное
отношение к взрослому. («Меня не любят, все запрещают».) Если это чувство
ненависти будет расти, то у ребенка сформируется негативная установка по
отношению к родителям, что приведет к упорству в своем плохом поведении. Когда
дети растут, не подвергаясь одергиваниям, ограничениям без причины, тогда они
учатся владеть собой, управлять своими чувствами и не будут упрямыми.
4. Пытаясь добиться от ребенка хорошего поведения, родители
используют два метода: поощрение и наказание. Первый всегда должен быть
предпочтительнее второго. К наказаниям вообще следует относиться с крайней
осторожностью, а главное, они не должны вызывать у ребенка обиду, агрессию,
злобу и чувство униженности. Польза наказания может быть ничтожно мала по
сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями
ребенка, в том числе и проявлением упрямства.
5. Многие дети бурно выражают свои эмоции, когда им в чем-то
отказывают, любое невыполненное желание вызывает у них приступ гнева и злости,
а некоторые дети падают на пол и бьются в истерике. «Любящие» мамы пасуют,
сдаются, пугаются таких эмоциональных реакций и все-таки выполняют требования
ребенка. В дальнейшем это становится привычным стилем взаимоотношений мамы и
ребенка и, как правило, формирует эгоистическую личность и упрямство. Таким
мамам нужно набраться силы и терпения, чтобы отвечать на неразумные требования
ребенка, не унижая, с одной стороны, и не потакая всем капризам — с другой.